Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» с изменениями 2025 года вносит значительные поправки в правовую систему, регулирующую отношения в сфере опеки и попечительства. Новые нормы закона направлены на усовершенствование системы защиты прав и интересов несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, а также создание оптимальных условий для их воспитания и развития.
Глава 4. Правовой режим имущества подопечных (ст.ст. 17 — 23)
В данной главе регламентируются основные положения относительно правового режима имущества подопечных в рамках применения 48 федерального закона об опеке и попечительстве.
Статья 17. Категории имущества подопечных
Статья 17 определяет три категории имущества подопечных:
- Имущество, полученное от родителей или от лиц, заменяющих их;
- Имущество, полученное от других лиц или приобретенное подопечным самостоятельно;
- Имущество, полученное в результате трудовой деятельности подопечного.
Статья 18. Права и обязанности опекуна/попечителя в отношении имущества подопечных
Опекун/попечитель обладает определенными правами и обязанностями по отношению к имуществу подопечных. Согласно статье 18:
- Опекун/попечитель имеет право управлять имуществом подопечных;
- Опекун/попечитель обязан заботиться о сохранности и приумножении имущества подопечных;
- Опекун/попечитель обязан использовать имущество подопечных только в их интересах;
- Опекун/попечитель не вправе распоряжаться имуществом подопечных без надлежащего разрешения суда.
Статья 19. Приобретение и отчуждение имущества подопечных
Статья 19 регламентирует порядок приобретения и отчуждения имущества подопечных:
- Приобретение или отчуждение имущества подопечных осуществляется на основании согласия опекуна/попечителя и должно быть направлено на защиту интересов подопечных;
- Сделки по приобретению и отчуждению имущества подопечных должны быть надлежащим образом оформлены и соответствовать требованиям закона;
- Сделки по приобретению и отчуждению недвижимого имущества подопечных требуют нотариального удостоверения.
Статья 20. Использование доходов и расходов имущества подопечных
Статья 20 определяет порядок использования доходов и расходов имущества подопечных:
- Доходы от имущества подопечных могут использоваться на их содержание, воспитание, образование, лечение и другие нужды;
- Расходы на содержание и обслуживание имущества подопечных производятся за их счет;
- О порядке использования доходов и расходов имущества подопечных опекун/попечитель доложит суду.
Статья 21. Ответственность опекуна/попечителя за несоблюдение правового режима имущества подопечных
Статья 21 закона предусматривает ответственность опекуна/попечителя за несоблюдение правового режима имущества подопечных:
- Опекун/попечитель несет ответственность за ненадлежащую заботу о сохранности и приумножении имущества подопечных;
- Опекун/попечитель несет ответственность за необоснованное распоряжение имуществом подопечных;
- Опекун/попечитель может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу подопечных.
Статья 22. Обращение в суд по вопросам имущества подопечных
Статья 22 регламентирует порядок обращения в суд по вопросам имущества подопечных:
- Лица, заинтересованные в защите прав и интересов подопечных, имеют право обратиться в суд по вопросам имущества;
- Суд рассматривает дела и выносит решения по вопросам имущества подопечных с учетом их интересов;
- Решения суда могут быть обжалованы в установленном порядке.
Статья 23. Обжалование действий/бездействия опекуна/попечителя
Статья 23 устанавливает порядок обжалования действий/бездействия опекуна/попечителя:
- Действия/бездействие опекуна/попечителя, нарушающие права и интересы подопечных, могут быть обжалованы в суде;
- Решения суда о признании действий/бездействия опекуна/попечителя незаконными могут влечь применение мер ответственности к нему;
- Статьей 23.1 установлены особенности обжалования действий/бездействия опекуна/попечителя в случае возникновения противоречий между опекуном/попечителем, иными лицами, имеющими право свободно распоряжаться имуществом подопечных.
Глава 8. Заключительные положения (ст. 32)
Глава 8 Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве с изменениями 2025» содержит заключительные положения, касающиеся применения данного закона.
1. Сохранение существующих опек и попечительства
Согласно статье 32, Федеральный закон не применяется к опеке и попечительству, учрежденным в соответствии с законами Российской Федерации до его вступления в силу. Такие опеки и попечительства сохраняют свою юридическую силу и действуют на основании ранее установленных правил.
2. Переход на новое законодательство
Федеральный закон предусматривает переход на его действие с определенным сроком. Согласно статье 32, до вступления в силу закона, установленного указом Президента Российской Федерации, сохраняют силу положения закона, регулирующие опеку и попечительство.
3. Взаимодействие с другими законами
Федеральный закон № 48-ФЗ должен применяться совместно с другими законами, регулирующими отношения, связанные с опекой и попечительством. В случае противоречия между положениями данного закона и других законов, применяются положения Федерального закона № 48-ФЗ.
4. Вступление в силу закона
Федеральный закон № 48-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. До вступления в силу данного закона сохраняют силу положения об опеке и попечительстве, установленные законами Российской Федерации.
5. Порядок приведения в соответствие законодательства
Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, осуществляющие опеку и попечительство, в течение определенного срока обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона. Отдельные вопросы регулируются Положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Глава 6. Прекращение опеки и попечительства
1. Прекращение опеки и попечительства по достижении совершеннолетия
Одним из основных оснований для прекращения опеки или попечительства является достижение подопечным совершеннолетия. При этом надзор и опека прекращаются автоматически, а опекун или попечитель обязаны информировать об этом мирового судью в течение 30 дней.
2. Прекращение опеки и попечительства по решению суда
Судебное решение о прекращении опеки или попечительства может быть вынесено в следующих случаях:
- если подопечный достиг совершеннолетия, а опекун или попечитель злоупотребляют своим положением;
- если подопечный достиг совершеннолетия и просит прекратить опеку или попечительство;
- если опекаемый имеет возможность вернуться к родителям или биологическим родственникам и согласен на это;
- если опекаемый постоянно проживает за пределами Российской Федерации без согласия опекуна или попечителя;
- если опекаемый самостоятельно образует семью, получает образование, заключает брак и пр., что делает невозможным опеку.
3. Прекращение опеки или попечительства по требованию опекаемого
Согласно статье 30 Федерального закона № 48-ФЗ, опекаемый в любой момент может сделать заявление о прекращении опеки или попечительства. Опекун или попечитель обязаны рассмотреть данное заявление и сообщить о нем мировому судье в течение 10 дней.
4. Прекращение опеки и попечительства при утрате правоспособности опекаемого
Если опекаемый утратил правоспособность по настоянию опекуна или попечителя, данный факт должен быть установлен мировым судьей. В таком случае опека или попечительство считаются прекращенными.
Прекращение опеки и попечительства является важным этапом в жизни подопечного и требует соблюдения всех установленных законом процедур. Важно помнить, что каждый случай требует индивидуального рассмотрения, и решение суда является окончательным.
Статья 31, входящая в эту главу, определяет основные направления государственной поддержки опеки и попечительства. Она устанавливает программы и меры, направленные на защиту и поддержку детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, а также лиц, нуждающихся в попечительстве.
Законодательство предусматривает финансовую поддержку опекунам и попечителям, включая выплаты пособий, компенсации расходов на содержание детей и компенсацию за выполнение обязанностей опекуна или попечителя. Кроме того, предусмотрены льготы в сфере жилья, образования, медицинского обслуживания и другие меры социальной поддержки.
Основное внимание статья уделяет доступу к жилью для лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве. Законом предусмотрено предоставление жилья в приоритетном порядке опекунам и попечителям, а также возможны контрольные закупки, когда невозможно обеспечить им жилье путем предоставления годовой выплаты.
Принятые изменения в 2025 году расширили круг лиц, имеющих право на государственную поддержку, и улучшили механизмы ее получения. В частности, предусмотрена процедура мониторинга условий проживания попечителей, а также возможность начисления дополнительных выплат в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Однако, необходимо отметить, что некоторые положения закона нуждаются в дополнительной разработке и уточнении, чтобы обеспечить более эффективную и справедливую государственную поддержку опеки и попечительства.